Скрытая маркировка автозапчастей - способ обнаружения подделок

Скрытая маркировка автозапчастей - способ обнаружения подделок
  Контрафакт — товар, произведенный с нарушением авторских прав. В отличие от контрафактного ширпотреба, подделка товаров в сфере автозапчастей опасное явление, приводящее к серьезным последствиям на дороге. Фальшивые автозапчасти заполонили российский рынок. На контрафактные автозапчасти даже наносят оптические голограммы брендов, пользующихся особой популярностью. "Объем подделок на российском рынке запчастей примерно 50 процентов. Это где-то 20 миллиардов долларов в год", – отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин" [1]. От автомобильного контрафакта, в большей степени, страдают официальные производители и продавцы "правильных" автозапчастей, так как сталкиваются с более дешевой продукцией "конкурентов", основной целью которых является сбыт товара под известными брендами. В более значимой степени, подделка автозапчачтей затрагивает рядового массового покупателя, рискующего не только кошельком, но и жизнью и здоровьем.
TEGs: Автозапчасти: контрафакт и подделка - защита и противодействие

  Как выявить подделку? Производители советуют. Чтобы распознать контрафакт и сложнее подделать товар, фирмы периодически вносят изменения в дизайн упаковки. Также применяется определенная маркировка автозапчастей, среди которых, основными являются - указание наименования бренда, артикул, дата изготовления в определенном формате, цвет упаковочных элементов и ряд других маркеров, не раскрываемых, по известным причинам, производителями и торговыми фирмами [2]. Что же касается автомобилистов, то определить подделку весьма сложно не зная "хитростей", применяемых "правильными" производителями. На следующем рисунке приведен пример поддельной и подлинного варианта торговой марки:

Поддельный и подлинный вариант тороговой марки
Рис. 1. Пример поддельной и подлинного варианта тороговой марки Fenox [2].
Понято, что рядовому автомобилисту распознать подлинный вариант торговой марки проблематично.

  В настоящей публикации изложен вариант решения проблемы - представлен голографический подход [3] для нанесения скрытой маркировки. В качестве скрытых данных могут использоваться бренд, артикул, дата изготовления и другие маркеры. Изображение маркера преобразуется в цифровую голограмму Фурье, которая встраивается в изображение бренда или дизайн упаковки или непосредственно на автозапчасть. Для восстановления голограммы может использоваться смартфон и Приложение Holographic Watermarking. На рисунке ниже изображение торговой марки со встроенной голограммой (слева) и фрагмент этого изображения (увеличение 200%), на котором прослеживается волна голограммы.

Торговая марки Fenox со встроенной голограммой  и увеличенный фрагмент

Рис. 2. Изображение торговой марки Fenox со встроенной голограммой (слева) и увеличенный (200%) фрагмент этого изображения.

  На следующей картинке (рис.3) представлен вариант маркера (слева) и голограмма этого маркера справа. Голограмма встраивается в изображение торговой марки. При просмотре с увеличением волна голограммы напоминает гильоширную сетку - орнамент переплетающихся волнистых линий. Тончайшие линии, образующие сложный узор, наносят на разные ценные бумаги, свидетельства, сертификаты и т.п. Основное отличие волны голограммы от гильоширной картины состоит в том, пространственная частота волн голограммы значительно превышает частоту повторения линий гильоширной картины. Так же нужно отметить, что голограмма встраивается непосредственно в защищаемое изображение торговой марки (и/или на упаковку) и образует с ним условную зависимость (см. рис. 4), то есть волна голограммы и картинка образуют одно целое. Это основное отличие от оптических голограмм, которые можно наклеить на любую продукцию.

Скрываемая информация и голограмма скрытых данных

Рис. 3. Скрываемая информация (слева): дата и время; справа увеличенный (500%) и усиленный по амплитуде фрагмент цифровой голограммы скрываемых данных.

Гистограмма яркости исходного изображения-контейнера и волна голограммы

Рис. 4. Гистограмма яркости изображения-контейнера и волна голограммы скрываемых данных.

  Картинка на рис.4 иллюстрирует встраивание волны голограммы скрываемых данных относительно гистограммы яркости изображения торговой марки.

  Для реализации процедуры восстановления скрытых данных достаточно выполнить двумерное преобразование Фурье, при этом должны быть известны параметры синтеза голограммы. Для считывания голограммы можно использовать смартфон, обеспечивающий качественное фотографирование и запись в память устройства. Схема восстановления скрытых данных с использованием смартфона получила название "print-cam". В техническом аспекте процедура "print-cam"[4] представляет собой тракт передачи данных, включающий принтер, для печати картинки со встроенной голограммой, регистрацию изображения фотокамерой смартфона, сжатие в формате JPEG. Допустимые характеристики бумажных носителей для печати рассмотрены в работе [6].   Последовательность процедур для восстановления скрытых данных с помощью Приложения программного пакета "Holographic Watermarking" показан на рис.5:

Схема устройства для считывания и восстановления голограммы скрытых данных

Рис. 5. Схема устройства для считывания и восстановления голограммы скрытых данных.

  Другой, широко используемой на практике процедурой является фотографирование с экрана. Применительно к настоящему походу [3], в макет (картинку) брендовой упаковки встраивается голограмма скрываемого маркера, а затем изображение со встроенной голограммой выводиться на экране монитора. Изображение на эране фиксируется камерой смарфона и выполняется восстановление скрываемого маркера с помощью Приложения "Holographic Watermarking". Процедура получила название "screen-cam"[4],[5]. На рис. 6 представлен макет брендовой упаковки.

Макет брендовой упаковки

Рис. 6. Макет брендовой упаковки с указанием артикула автозапчасти - арт. 201020241740.

  Картинка брендовой упаковки используется как контейнер для встраивания голограммы скрываемого маркера. На рис. 7 представлено изображение со встроенной голограммой маркера - артикула 201020241740.

Изображение упаковки автозапчасти со встроенной голограммой скрываемого маркера

Рис. 7. Изображение упаковки автозапчасти со встроенной голограммой скрываемого маркера.

Вывод на экран монитора изображения упаковки автозапчасти со встроенной голограммой

Рис. 8. Вывод на экран монитора изображения упаковки автозапчасти со встроенной голограммой.

Спектр мощности восстановленной голограммы скрытых данных

Рис. 9. Спектр мощности восстановленной голограммы скрытых данных. Спектр рассчитан с помощью Приложения Holographic Watermarking.

  Изображение на рис.8 иллюстрирует процедуру фотографирования с помощью смартфона упаковки автозапчасти со встроенной голограммой. Это изображение поступает в Приложение "Holographic Watermarking" для обработки. На рис.9 представлен результат работы Приложения "Holographic Watermarking" - восстановление голограммы скрываемого маркера, номер, которого соотвествует номеру артикула на макете упаковки автозапчасти на рис. 6.

Л и т е р а т у р а:
  1. [1] Мир подделок: как фальшивые автозапчасти заполонили российский рынок
  2. [2] Как распознать поддельные запчасти
  3. [3] Голографический подход к встраиванию скрытых водяных знаков в фотографии
  4. [4] Keskinarkaus, Anja, "Digital watermarking techniques for printed images"
  5. [5] Эксперименты противодействия сливу данных при фотографировании с экрана компьютера
  6. [6] Эксперименты по восстановлению скрытых водяных знаков встроенных а бумажные носители